Wednesday, August 3, 2011

Что такое агоризм?


Агоризм зародился в середине 1970-х, как форма анархо-капитализма. Сам термин придумал Сэмюэль Эдвард Конкин, главный теоретик движения. Агоризм делает ставку на чёрный рынок и нелегальное производство, надеясь таким образом подорвать государство и получить сверхприбыль.

Статья о нём в Википедии очень короткая, а ведь течение весьма забавно. Пригодится РПГ-шникам, я думаю.




Согласно «Новому Либертарианскому Манифесту», Конкин изучал (и практиковал) контрэкономику с 1975 года. В 1976 друг Конкина Дж. Нейл Шульман завершает первую редакция романа “Alongside Night”, в котором (помимо картин гибели США) описывается общество агоритов. В 1978 роман принят в издательство и публикуется в 1979, а позже последовали четыре переиздания, все в мягкой обложке. В конце 70-х—начале 80-х появляются и теоретические книжки Конкина — “New Libertarian Manifesto” и “An Agorist Primer”. В то же время он начинает работу над основном трудом, который должен был стать «Капиталом» от агоризма — «Контрэкономика». Эта книга осталась незавершённой и так до сих пор и не издана. Примерно в это время происходит также их резкое отмеживание от объективистов — в Alongside Night труды Айн Рэнд включены в библиотеку агоры наравне с "Контрэкономикой" (и Хайнлайном), а в  “New Libertarian Manifesto” объективизм уже критикуется.
Критикуя «этатические» учения (либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм и все от них производные), Конкин порицает в том числе и коллег-либертарианцев. Ту их часть, которая выступала за сохранение полномочий государства в некоторых областях, он причислял к этатистам (кстати, именно он придумал называть их минархистами), а анархо-капиталисты, по его мнению, занимаются исключительно теориями. Элементарный вопрос «Как вы намерены реализовать ваши идеи?» уже тогда ставил либертарианца в тупик. Получить власть в государстве, а потом это государство упразднить? Об этом нечего и думать. Переворот? Но это предполагает насилие. Победа на выборах? Приемлимо только для минархистов. Ждать, пока само распадётся? Но его распад, получается, от нас не зависит. А движение без надежды на хоть небольшой успех и влияние очень быстро потеряет популярность.
Правда, была создана Либертарианская партия (которую тут же окрестили Партия-Оксюморон), но в 1976—1979 годах Чарльз Кох (Конкин не обошёл вниманием и его, окрестив Кохтопусом), нефтяной магнат, чьё состояние на 2008 года оценивалось в 17 миллиардов долларов, попросту скупил её на корню и стал использовать как карманную фабрику голосов.
Агористы высмеивали Либартарианскую партию, принципиально не голосовали и отрицали любые легальные методы борьбы. По их мнению, государство может только расширяться, пожирая (и убивая) всё новые и новые сектора экономики. Налоги будут расти вместе с инфляцией, и всё больше и больше предпринимателей будет уходить в тень и работать на чёрном рынке. Так что к моменту краха государства теневые структуры накопят достаточно средств и создадут достаточную инфраструктуру, чтобы выживать дальше.
Само древнегреческое слово «агора» имело несколько значений. В поэмах Гомера так называлось собрание народа (в отличие от боулэ — собрания царей), позже, в аттических диалектах, такое собрание стали называть екклесиа. Позже этим словом стали называть главную городскую площадь (у римлян — форум), на которой торговали и вершили суд, равно как и товары, продававшиеся на ней, и также события, там происходившие.
По мнению агористов, земледельцы древности и жили такими агорам, обмениваясь товарами на свободных рынках. Однако земледельческие города были захвачены разбойниками-охотниками, которые и установили государственную власть, узурпировав право на воровство (налоги), убийство (смертная казнь и военный призыв), и насилие (наказания, право первой ночи). Помимо городов, они захватили дороги, узаконив грабёж корованов (транспортные налоги), выпилили конкурентов (правоохранительные органы) и создали идеологию, которая гарантировала им право на эти разбойные действия.
Государство означает насилие, а рынок — отсутствие любого насилия и добровольное действие. Класс государственников-этатистов (в агористской литературе их называют Statists, но в русском языке уже есть слово «статист» с совершенно другим значением) паразитирует на честном бизнесе, отбирая у него деньги и устраивая инфляцию и вкладывая капиталы в безнадёжные проекты.
Примечательно, что агоризм признаёт существование классовой борьбы, только классы там свои, либертарианские
Государственному вмешательству противостоит контр-экономика — теневые капиталы и продукция, которая уходит «налево». Её суть в обмене риска на прибыль. К контр-экономике относятся как те виды бизнеса, которые запрещены (проституция, наркоторговля, контрабанда, самовольная застройка), так и легальные, которые нарушают закон, обеспечивая сверхприбыли.
Агоризм полагает свои взгляды «естественными» для любого здравомыслящего человека. Однако анархичекие общества прошлого нередко оказывались банктротами. Чтобы этого избежать, необходимо экономическое просвящение агоры, чтобы сверхприбыли от контрэкономики не были растранжирены.
В области экономики агоризм считает истинными положения австрийской школы, в особенности её «анархического» ответвления (Бём-Бовак, Ротбард, Мильтон Фридман — последний стал прототипом отца главного героя из Alongside Night). Однако так как теория агоры имеет практическое применение, они не согласны с концепцией «экономики без стоимости» Людвига фон Мизеса.
В правовой сфере агоризм требует запрета на любое насилие и принуждение, будь это насилие со стороны государства или преступной группировки. Правоохранительные функции следует передать страховым компаниям (они же будут возмещать ущёрб), судебную систему и тюрьмы — приватизировать. Также к страховым компаниям перейдут трудовые лагеря, куда после победы агоризма отправят этатистов, чтобы они своим трудом возместили агоре ущерб, нанесённый их правлением (!!!). Образ мысли, пока он не перешёл в действие, караться не должен.
В философии агоризм целиком солидарен с объективизмом Айн Рэнд.
В психологии — отрицание традиционно психиатрии и поддержка контр-психологии Томаса Саса (Thomas Szasz).
В истории агоризм выступает за исторический ревизионизм, чтобы прорваться сквозь напластования про-этатисткой лжи.
В литературе агоризм больше всего приветствует научную фантастику — форму искусства, которая наилучним образом «выражает ужасный потенциал Государства и показывает множество возможностей для Свободы».
Что касается армии, то она в агоре будет не нужна. Когда агора победит во всём мире, защищаться будет не от кого и восстановления государства не произойдёт — ведь любая компания, которая попробует вести себя, как государство, очень быстро разорится.
Первоначально агоритские общины должны возникать и приходить к власти на небольших, хорошо защищённых территориях — островах в океане, гетто, возможно, на космических станциях. Однако большинство агористов будут продолжать жить в гибнущем социуме, поддерживая контрэкономику и бесстрашно глядя в лицо надвигающейся катастрофе. Вертикальная их организация будет всё больше усложняться, а горизонтальная — охватывать всё больше людей из гибнущего среднего класса. А в принципе, даже один человек, живущий контрэкономикой — уже агорист.

В настоящее время агориты продолжают жить в Южной Калифорнии, пишут блоги и перечитывают Alongside Night. Что же касается их идеалов, то одним из самых «агоритских» государств можно смело назвать «низовую», невидимую для иностранцев Северную Корею. Золотой Полумесяц и золотой Треугольник, а также некая яхта, бороздящая нейтральные воды, также пропитаны духом Агоры.
На Правобережье агоризм завёлся вскоре после революции и очень скоро стал одной из самых популярных «революционных» идеологий, соединившее в себе либертарные лозунги и несогласие с восторжествовавшим минархизмом. Разбухший чёрный рынок и близость зоны отселения, откуда можно было тащить всё, что недостаточно крепко привинчено, а также стагнация всех средств государственного контроля (Люстрации не до радиации) требует идеологии и агоризм подходит для юных революционеров как нельзя лучше. Можно крутиться и наживаться, одновременно приближая светлое Завтра.
Что же касается романа, то он слабоват, смахивает на Хайнлайна и немного испорчен банальной любовной линией. Зато там есть кейнсианская полиция, а главный герой скрывается под фамилией Рабинович.
  1. Шульман - Alongside Night
  2. Конкин - "Начала агоризма"
  3. Конкин - "Новый либертарианский манифест"
  4. Конкин - "Классовая теория агоризма"

No comments:

Post a Comment